Баннер
Пётр Румянцев-Задунайский
Автор: Тимоха   
25.02.2009 12:50
10 июля 1775 года в Москве состоялись и продолжались до 23 июля торжества по случаю заключения мира, победы в войне против Турции. Фельдмаршал Румянцев получил добавление к своей фамилии — «Задунайский», «повелительный жезл», или булаву, и шпагу, украшенные бриллиантами, лавровый венок и масличную ветвь, крест и звезду ордена св. Андрея Первозванного, медаль с его изображением, пять тысяч душ и ста-роство Гомельское, сто тысяч рублей на постройку дома, серебряный сервиз и картины. Всякие поездки, увеселения, охоты длились до ноября. Фельдмаршала императрица специальным рескриптом назначила начальником кавалерии всей русской армии — эта конница, «в бывшую Прусскую войну из неустройства или, паче сказать, из небытия его единственно искусством и трудами приведена была в доброе состояние». Через несколько дней Румянцев также получил право писать свое отчество с окончанием «вич». Позднее, в декабре и январе, ту же милость оказали еще двум вельможам — К- Г. Разумовскому и Г. А. Потемкину.
   Одновременно императрица поручила Румянцеву заботы о Крыме. А вскоре, весной следующего года, он сопровождал, по ее же желанию, великого князя Павла Петровича в поездке в Берлин. Здесь фельдмаршал и встретился с Фридрихом II, против которого воевал в пятидесятые — начале шестидесятых годов, смотрел устроенные королем военные маневры и учения. По возвращении в Россию Румянцев некоторое время пробыл при дворе. В конце декабря 1776 года его избрали почетным членом императорской Академии Наук. Наконец, фельдмаршал, освободившись от суеты и хлопот, вернулся на Украину, в Глухов. Здесь ждали многие и неотложные дела, связанные с Малороссией и Крымом.
В  Крыму к этому времени  свергли  хана  Сагиб_
Гирея приверженства европейских порядков, и сторон-ники турции провозгласили новым правителем Девлет-Гирея. Из Стамбула прибыл десятитысячный отряд, высадившийся в Кафе (Феодосии).
   Исход первой войны с Россией никак не устраивал Турцию. После заключения м ира она не раз делала попытки вернуть Крым, Черкесию, подстрекала татар и ногайцев против России.
Но у Девлет-Гирея имелись в Крыму недоброжелатели — те из представителей знати, которые ориентировались на Шахин-Гирея, брата свергнутого Сагиб-Гирея, сторонника России.
Румянцев принял меры к тому, чтобы Шахин-Гирея избрали ханом ногайских орд. Посланный им к Перекопу отряд Прозоровского занял Крым, и Шахин-Гирея признали ханом Крыма. Девлет-Гирей отплыл в Стамбул. Бригадир Бринк, тоже по приказу Румянцева, занял Таманский полуостров.
   Но недовольные ханом крымцы подняли против него восстание. Прозоровский подавил мятеж. Сюда прибыл сменивший его Суворов, который, исполняя замысел Румянцева, организовал переселение христиан из Крыма в Азовскую губернию. Этим был недоволен Шахин-Гирей. Суворов снова занял Крым, и в Стамбуле вынуждены были признать ханом Шахин-Гирея, подтвердить условия Кючук-Кайнарджийского мира.
После событий 1777—1779 годов Румянцев, оставив военные отряды в Керчи и Еникале, отвел русские войска из Крыма. В последующие годы произошло сближение России с Австрией, Францией, в некоторой степени с Англией и Данией. Благоприятная международная обстановка позволила провести в 1783 году присоединение Крыма к России. Шахин-Гирей, против которого подданные, возмущенные его жестокостью, подняли восстание, отказался от престола. Турция была вынуждена особой конвенцией признать это присоединение.
Румянцев продолжал управлять Малороссией. Но несколько лет спустя, в 1787 году, Турция, не примирившаяся с результатами первой русско-турецкой войны, разорвала мир с Россией. С началом второй русско-турецкой войны определились силы и планы сторон. Турция стремилась, опираясь на свой флот, более мощный (120 судов), чем русский Черноморский, отвоевать Крым, затем из него и из Молдавии наступать на Украину. Второй удар нанести на Северном Кавказе. Россия, согласно плану Потемкина, вошедшего в силу при дворе, должна взять Очаков, затем наступать на Балканы, на Закавказье (через Дербент). Наконец, нанести удар по Стамбулу.
   Но, по сути дела, обе стороны к войне не были готовы, даже не успели отработать до конца свои стратегические планы. Когда она началась, русское командование хотело, помимо обороны Крыма, Херсон-Кинбурн-ского района, вести активные наступательные операции на Балканах и Северном Кавказе. Начали формировать армии: Екатеринославскую во главе с Потемкиным (восемьдесят две тысячи человек, 200 орудий полевой и 108 орудий полковой артиллерии) для действий на Балканах; Украинскую Румянцева (тридцать семь тысяч человек, 96 полевых орудий) для охраны Украины и связи с австрийской армией. Крымский и Кубанский корпуса (двадцать пять — тридцать тысяч человек) выделялись для обороны Крыма и действий на Северном Кавказе. Флот стоял наготове в Балтийском море. В Средиземное море его не отправили, опасаясь враждебных действий Швеции, Пруссии и Англии. Но имелся флот на Черном море, корабли которого, три с половиной десятка крупных и мелких судов, стояли в Херсоне, Севастополе, Глубокой Пристани и Таганроге.


 
blank   blank   blank