Баннер

Полезные сайты

БЫТЬ ПОЛЕЗНЫМ РОССИИ
Автор: Тимоха   
26.02.2009 14:51

Годился в Варшаве в дворянской семье. В 1902 г. окопчил Мор­ской корпус. Участник русско-японской войны. По окопчании Мор­ской академии в 1908 г. — офицер штаба Минной дивизии Балтий­ского флота, ватем — в Морском генеральном штабе. Во время пер­вой мировой войпы — начальпик военно-морского упраплепия штаба в-й армии Северного фронта, начальник оперативного отдела по Бал­тийскому флоту Морского штаба Ставки Верховного Главнокоман­дующего. В 1917 г. Временным правительством произведен в коптр-адмиралы и назначен помощником начальника Морского генераль­ного штаба. После Великой Октябрьской социалистической револю­ции перешел на сторону Советской власти. В декабре 1917 г. — феврале 1918 г. в качестве эксперта участвовал в мирных переговорах в Бресте. С апреля 1918 г. — член коллегии Наркомата по морским делам, с октября — член РВС и начальник Морских Сил Республи­ки. Сыграл большую роль в организации Красного Флота п боевого применения его сил в гражданской войне.

   В первоначальной организации, развитии и в боевых действиях советского Военно-Морского Флота огромное зна­чение имела творческая деятельность первого командую­щего Морскими Силами Республики Василия Михайловича Альтфатера.
Пишущему эти строки не пришлось служить в непосред­ственном подчинении В. М. Альтфатера. Поэтому жизне­описание флотоводца составлено отчасти по воспоминаниям членов его семьи и некоторых сослуживцев и в значитель­ной степени — по архивным материалам. Последние по­зволили показать ту обстановку, в которой развивались спо­собности этого талантливого человека и в которой прохо­дила его чрезвычайно плодотворная работа в период после Октябрьской революции.
  Василий Михайлович Альтфатер родился в Варшаве в семье военного. В 1899 году он поступил в младший спе­циальный класс Морского корпуса. За отличные успехи в науках Василий Михайлович в 1890 году был произведен в младшие, а в 1901-м — в старшие унтер-офицеры. В кор­пусе он постоянно помогал в занятиях отстающим и поль­зовался уважением со стороны товарищей, которые при окончании Морского корпуса приподнесли ему именной юбилейный знак.
   Весной 1902 года Василий Михайлович произведен в мичманы и назначен на эскадренный броненосец «Импера­тор Александр II», входивший в состав Учебно-артилло-рийского отряда Балтийского флота. Назначение это носи­ло временный характер, и в том же году он был переве­ден на эскадренный миноносец «Выносливый», на котором пришел в Средиземное море. Здесь распоряжением началь­ника эскадры Василий Михайлович направлен на эскад­ренный миноносец «Внимательный». Исполняя обязанно­сти штурмана, совершил переход на Тихий океан.   
   
   1903 году прибыл в Порт-Артур. Приобретенная, штурман­ская практика послужила основанием для назначения его младшим штурманом на крейсер «Аскольд». На этом ко­рабле В. М. Альтфатер участвовал в боевых действиях про­тив Японии, в том числе в бою 28 июля (10 августа)
1904 года в Желтом море. После боя «Аскольд» ушел в Шанхай, где был интернирован.
   В 1905 году лейтенапт Альтфатер вернулся на Бал­тийский флот. Плавал старшим штурманом на учебном судне «Рига», а в 1906 году поступил на гидрографическое отделение Морской академии, которое блестяще закончил в 1908 году с занесением его фамилии на мраморную По­четную доску. В академии математические науки всегда занимали важное место. Василий Михайлович любил и - хорошо знал математику, и па этой почве оп сблизился с ученым-математиком и кораблестроителем профессором А. Н. Крыловым, будущим академиком. По воспоминаниям жены Альтфатера, Александры Константиновны, ее муж и А. И. Крылов часто обменивались по почте математиче­скими задачами, а бывая одновременно в Петербурге, зво­нили друг другу по телефону и решали задачи, задавае­мые друг другу в виде ребусов.
По окончании академии В. М. Альтфатер плавал стар­шим штурманом, а затем старшим офицером канонерской лодки «Бобр», входившей в состав Минной дивизии Бал­тийского флота. В 1909 году, уже будучи штурманским офицером 1-го разряда, Василий Михайлович получил на­значение на должность флагманского штурмана Минной дивизии, а через год — флагманского штурмана штаба на­чальника действующего флота Балтийского моря. С этого момента служебная деятельность Альтфатера была тесно и надолго связана со штабом Балтийского флота.
В те времена штурманская служба была в постоянном контакте с оперативными отделами, а флагманские штур­маны соединений флота даже непосредственно ведали опе­ративными частями своих штабов. Взаимосвязь штурман­ской и оперативной работ в штабе начальника действую­щего флота поддерживалась в сфере разработки планов боевой подготовки кораблей, соединений и флота в целом, операций, оборудования морского театра, а также составле­ния специальных карт.
После русско-японской войны (1904—1905) было обра­щено особое внимание на практическое изучение команди­рами кораблей финляндских шхер. Началось это в 1907 году по инициативе начальника 1-го отряда минных судов (впоследствии Минная дивизия) контр-адмирала Н. О. Эссена. Задача была научиться плавать по шхерным фарватерам без помощи лоцманов. Новые требования к командирам ми­ноносцев влекли за собой необходимость досконального изу­чения шхерного района Балтийского морского театра, по­вседневную тренировку в плавании в шхерах. Возрастала в этих условиях и роль В. М. Альтфатера.
С течением времени командиры миноносцев вступали в командование крупными боевыми кораблями, и в годы первой мировой войны они свободно водили эти корабли по глубоководным шхерным фарватерам. При непосредст­венном участии В. М. Альтфатера как флагманского штурмана флота было положено начало оборудованию так называемого стратегического фарватера в шхерах вдоль всего северного побережья Финского залива, доступного для линейных кораблей. Этот фарватер приобрел важное апачение в ходе первой мировой войны в связи с появлением подводных лодок противника в Финском заливе. Безнака­занно проникать в шхеры они не могли. Развертывание рус­ских кораблей в заливе благодаря существованию страте­гического фарватера во всех случаях было обеспечено.
   В 1912 году капитан 2 ранга Альтфатер переведен в Морской генеральный штаб, в оперативную часть, ведав­шую Балтийским театром военных действий. К этому вре­мени Государственной думой была утверждена судострои­тельная программа, которой предусматривалась постройка четырех линейных крейсеров типа «Бородино», четырех лег­ких крейсеров типа «Светлана», тридцати шести эскадрен­ных миноносцев типа «Новик» и двенадцати подводных ло­док типа «Барс». Почти все корабли были заложены и спу­щены на воду, но из-за начавшейся войны вошла в строй только часть миноносцев и подводных лодок.
   В связи с развернувшимся строительством флота В. М. Альтфатер в апреле 1914 года представил начальнику Мор­ского генерального штаба научно обоснованную записку «Политическое обозрение Германии, соотношение вооружен­ных морских сил с Россией и секретное описание матери­альной части флота» '. Сущность записки заключалась в стремлении автора доказать, что в определенные сроки Рос­сия могла бы создать флот, не уступающий по силе гер­манскому, и тем самым приобрела бы возможность вести борьбу с ним на всей акватории Балтийского моря. «Герма­ния, — писал автор, — наш главный и опасный против пик, смотрящий благожелательно и миролюбиво на пас, пока мы уступаем перед ее постоянно растущими требова­ниями».
   В записке констатировалось эквивалентное стратегиче­ское положение России и Германии на суше, но бесспор­ный контроль Германии над всем Балтийским морем при существовавшем тогда соотношении сил флотов. Если вы­сказанные в ней соображения и не были реализованы в части постройки кораблей, то рассуждения о характере бу­дущих боевых действий на Балтийском море, об использо­вании линейного флота, подводных лодок, об инженерной подготовке морского театра и о последовательном расши­рении операционной зоны флота нашли подтверждение в ходе войны 1914—1918 годов.
В. М. Альтфатер был участником разработки в 1912 году «Плана операций» Балтийского флота и нового плана, при­нятого в 1914 году. При его участии проходило рассмотре­ние и утверждение этих планов в высших инстанциях. Это, несомненно, способствовало его росту как теоретика и ор­ганизатора боевых действий на море.
   Опыт русско-японской войны и послевоенной боевой под­готовки флотов убедительно показывал, сколь важно иметь под единым командованием как флот, так и приморские крепости. Последние в те времена находились в руках су­хопутного командования, не заинтересованного в их раз­витии. В результате такого положения Свеаборгская кре­пость, Либава, Усть-Двипск и даже Кронштадт имели ус­таревшее вооружение.
   Между тем приморские крепости исторически всегда имели задачей не только оборону определенных районов побережья, но и прея?де всего защиту базирования фло­та. 15 январе 1913 года крепость Петра Великого (Ревель — Порккалауддский укрепленный район) была передана мор­скому ведомству. Разработка положения об этой крепости была творчеством В. М. Альтфатера, и он ряд лет оставал­ся членом ее крепостного совета. Мировая война 1914— 1918 годов полностью подтвердила правильность основных принципов строительства укрепленного района.


Обновлено для 27.02.2009 15:08
 
blank   blank   blank