Баннер
Осада Нарвы или поражение Шереметьева 1700г.
Автор: Тимоха   
23.11.2008 17:17
Род Шереметевых дал России немало военачальников, и самый известный из них, несомненно, Борис Петрович, один из сподвижников Петра Великого, фельдмаршал, выдающийся полководец Северной войны.
Родился в 1652 году. Как представитель древнего и знатного рода в 13 лет стал комнатным стольником, в 30 лет — боярином. Участвовал в переговорах 1686 года о «Вечном мире» с Польшей, а в качестве посла в этой стране — в ратификации его условий. Возглавлял войска в Белгороде и Севске, преграждавшие пути крымцам в южнорусские уезды. Во время Азовских походов войско Шереметева действовало в низовьях Днепра, разоряя турецкие крепости. А с началом Северной войны Борис Петрович стал одним из ведущих военачальников русской армии.
С сентября — октября 1700 года началась осада Нарвы, и Шереметев возглавил пятитысячный отряд дворянской конницы. Получив вести о победе Карла XII над Данией и последовавшей затем его высадке с войском в Риге и Пернове (Пярну), Петр выслал для разведки на запад, по дороге к Ревелю (Таллинну), шереметевский отряд, который за три дня прошел 120 верст.
По пути встретились два небольших авангардных отряда («партии») шведов. Сначала они потрепали русский авангард. Но подоспевшие главные силы Шереметева окружили их и разбили. Пленники сообщили: к Нарве идет тридцатитысячная армия Карла XII. Тот приказал отступать, о чем сообщил царю: «В такое время без изб людям быть невозможно, и больных зело много, и ротмистры многие больны».
Царь писал Борису Петровичу, выговаривал за свойственные ему медлительность и осторожность. Тот оправдывал свои действия: «И я оттуда отступил не для боязни для лучшей целости и для промыслу над неприятели. С сего места мне свободно над ними искать промыслу и себя остеречь».
Тем не менее Шереметев вернулся в места, откуда только что отступил, но с прежними опасениями и недовольством.
«Пришел назад,— жалуется он Ф. А. Головину, начальнику Посольского приказа,— в те же места, где стоял, в добром здоровьи. Только тут стоять никакими мерами нельзя для того: вода колодезная безмерно худа, люди от нее болят; поселения никакова нет — все пожжено, дров нет; конских кормов нет».
Из Ревеля, между тем, выступила на восток шведская армия. Отряд Веллинга, ее авангард, вскоре подошел к позиции, занятой Шереметевым под Везенбергом. Его отряд расположился на дороге между двумя утесами, кругом были болота и кустарники. Можно было, разрушив два моста через близлежащую речку, обороняться. Но Шереметев, опасаясь обхода с левого фланга, что отрезало бы его отряд от Нарвы, отступил к деревне Пуртц, в 36 верстах от Везенберга. Предварительно толком не организовал разведку и потому посчитал, вероятно, что подходят главные силы шведов. Выставил прикрытие в деревне Варгле. Но солдаты, выделенные сюда, беспечно расположились по домам, не приняв никаких мер предосторожности. И поплатились за это — Веллинг 26 октября внезапно напал на них, зажег селение, и русские солдаты, не успев собраться вместе, отбивались поодиночке. Многие погибли. Кое-кто из солдат вырвался из окружения и сообщил Шереметеву о случившемся. Борис Петрович срочно направил к месту боя 21 эскадрон кавалерии, атаковав в самый критический момент шведов. На этот раз противник оказался в окружении, и шведы с трудом пробивались на запад.
Шереметев же, вместо того чтобы, развивая успех, преследовать шведов, отступил на восток к деревне Пюхаиоги. Царь опять высказал неудовольствие. Шереметев в ответ: «Там не стоял для того: болота и топи несказанные и леса превеликие. И из лесу подкрадчи один человек и зажег бы деревню и учинил бы великие беды. А паче того был опасен, чтобы обошли нас около к Ругодиву (Нарве.— Авт.)».
Вскоре шведы сбили его отряд и с позиции у Пюхаиоги, в 32 верстах к западу от Нарвы. Они внезапно ата


Обновлено для 23.11.2008 20:20
 
blank   blank   blank