Баннер
Война с турками
Автор: Тимоха   
31.01.2009 20:34

В 1736 году началась война с Турцией, и Ласси опять на фронте военных действий. 16 апреля 1736 года он, вернувшись из заграничного похода, прибыл в Цари-цынку. Здесь встретились два фельдмаршала — Ласси и Миних.Война охватила полуостров Крым, причерноморские и приазовские степи, южные районы Польши и восточную часть Молдавии. Со стороны России она была продолжением борьбы с Турцией и Крымом, ее вассалом, за возвращение причерноморских земель, за выход к «южному окну» в Европу. Ближайшая ее задача — захват Азова, утерянного после Прутского похода 1711 года.
   К войне с Турцией русское правительство начало готовиться задолго. Уже с сентября 1733 года армию пополнили людьми и лошадями, провиантом и припасами. А через два года Миних, назначенный главнокомандующим, начал осаду Азова. Но недостаток орудий, других средств заставил его отказаться от немедленных действий. Неудачным стал и предпринятый в том же году поход Леонтьева в Крым.
После дополнительной подготовки война началась. Миних из своей главной квартиры в Изюме торопил полки, идущие из Польши и Литвы, принимал меры для прикрытия южных границ от крымцев, снабжения армии всем необходимым. Его армии подчинили Донскую флотилию вице-адмирала Бредаля (9 больших и 6 малых прамов, 35 галер, 30 каек).
  План кампании предусматривал наступление по двум направлениям — на Азов и на Крым. Ситуация складывалась как будто благоприятная, о чем не раз говорил Миних: «Ныне к стороне ея императорского величества конъюнктуры счастливо состоят».
Имелись в виду неподготовленность Турции к войне, ее слабость, мощь России, наличие у нее такого союзника, как Австрия. Для осуществления задуманного плана сформировали две армии — на Дону со сбором в крепости св. Анны и на Днепре со сбором в Царицынке, на реке Орел .

   Донскую армию возглавил Ласси. В нее вошли тридцать семь тысяч пятьсот солдат и драгун регулярных войск, восемь тысяч донских казаков, при 284 осадных орудиях и 36 полковых пушках. Но к началу весны готовых к военным действиям оказалось около девяти тысяч.
В марте Миних, начавший осаду Азова, овладел двумя каланчами-башнями, стоявшими на обоих берегах Дона, и крепостью Лютик, к северу от города. Но вскоре командующий уехал в Царицынку для подготовки Днепровской армии к походу в Крым. Под Азовом, блокада которого продолжалась, за начальника остался генерал-лейтенант Левашов. 4 мая сюда прибыл Ласси. К его приезду здесь было до восьми с половиной тысяч регулярных и около трех тысяч четырехсот нерегулярных войск. Многие, по результатам его осмотра, «явились весьма не в состоянии»: одни плохо обучены, другие в мундирной одежде, которая «весьма изношена», у иных ее вовсе не было; недостаток провизии, дров и прочего. Наоборот, гарнизон Азова был в полном порядке.
  «Город, по-видимому,— как убедился Ласси,— находится в твердом состоянии и по производимой ежедневной пальбе артиллериею довольно и гарнизоном по чинимым до сего времени вылазкам и нынешним их поступкам содержит себя неоплошно».
Ласси и его инженерные офицеры провели тщательные рекогносцировки. С судов выгрузили осадные орудия. Вскоре приплыли 46 будар с провиантом. Прибыли новые воинские команды. Так что постепенно число осаждавших дошло до двадцати пяти тысяч человек. Велись инженерные работы. Отбивали вылазки турок. Явилась флотилия Бредаля. Часть ее судов Ласси приказал поставить в устье Дона, и турецкий флот, подошедший сюда, не смог оказать помощь азовскому гарнизону, ушел в море. Начались бомбардировки осажденного города-крепости из батарей, расположенных в земляных редутах и на судах.
  Однажды, а это случилось 3 июня, турки пошли на очередную вылазку — напали на рабочую команду (шестьсот человек) левого фланга и начали ее теснить. Проезжавший мимо фельдмаршал увидел отступление своих, собрал около двухсот драгун из ближайших пикетов и резервов, перешел с ними в контратаку. Турки бежали, и, преследуя их, Ласси занял укрепленный вражеский пост в каких-нибудь пятнадцати шагах от ограды форштадта. Приказал устроить здесь три батареи. На них несколько раз нападали турки, но всякий раз неудачно.
   В дальнейшем Ласси также действовал энергично и умело. Перебежчики-армяне указали ему на слабые места крепости, и в ночь с 17 на 18 июня начался штурм. На третий день Азов сдался. Город, потерянный Россией, снова был освобожден от турок. Русским достались 135 пушек и мортир. Командующий принял меры к тому, чтобы привести город в порядок. Вскоре он перебросил осадную артиллерию в Изюм. Затем стал готовиться к походу в Крым, на помощь армии Миниха, которая действовала на этом направлении без успеха. Разногласия с Минихом, обидчивым и жестоким человеком, малоинициативным командующим, переписка с Петербургом задерживали Ласси.
   Во время военной кампании 1736 года Ласси показал себя как очень способный и энергичный военачальник, добросовестный и распорядительный, заботливый по отношению к солдатам, лично храбрый. Прибыв под Азов, осада которого началась без продуманного плана, он составил его и целеустремленно, продуманно провел в жизнь. В занятом Азове он дал армии более чем месячный отдых. Все осадные сооружения, возведенные около города, приказал уничтожить, орудия с них поставить на вооружение крепости.
   В июле и августе Ласси направил полки, один за другим, к Перекопу. Одна колонна (три тысячи гренадер и драгун с двухмесячным запасом продовольствия на подъемных лошадях) шла степью через Таганрог, Калмиус и Молочные Воды; вторая (тоже три тысячи человек) через крепость св. Анны, Луганск, Изюм и Царицынку (во всех этих пунктах имелись продовольственные склады); третья (остатки полков, «полковые тягости») тем же путем, вслед за второй колонной.



Обновлено для 05.02.2009 18:05
 
blank   blank   blank