Баннер
ГЛЕФА И КУЗА
Автор: Administrator   
20.04.2009 10:43

  Глефа, неправильно называемая иногда «боевой косой» или «пробивателем», представляет собой наконечник в форме ножа, который крепится к длинному древку с помощью втулки и прожилин. У нижнего конца клинка находятся острые отростки, так называемые отв­одящие крюки, как у итальянских алебард. На обухе располагался или прямой, выдающийся вперед, также для отвода удара, или направленный вверх крюк -так называемый «острый палец». Древнейшие глефы могли применяться как для укола, так и для рубки.

   Вооруженного глефой итальянского воина можно видеть уже в рукописи XIV века из Амброзианской библиотеки. К концу этого столетия она использовалась постоянно. В XV веке глефа становится оружием городских стражников, а в Бургундии она полюбилась арбалетчикам. Карл Смелый требовал, чтобы из солдат, которые должны быть поставлены в ряд перед стрелками, по меньшей мере один, если не два, были вооружены в обязательном порядке мечом, кинжалом и глефой. Еще в конце XV века каждого из пехотинцев, которых приводил с собой рыцарь, называли «глефами» по их оружию. Из числа таких глефов и формировались первые большие отряды городской пехоты. Глефы лейбгвардии.

   В первой половине XVI века глефа в своеобразной форме была оружием саксонской пехоты. После роковой битвы при Мюльберге (1547) имперские войска оставили на поле боя огромное количество их, но некоторые из этих глеф еще и в настоящее время хранятся в Королевском ворцовом оружейном собрании Вены. Позднее они были сняты с вооружения из-за своей относительно малой эффективности. Тем не менее глефа сохранилась как эружие придворной стражи вплоть до XVIII столетия. По этой причине в собраниях столь часто встречаются глефы, богато украшенные золочением и чернением. Весьма популярны они были в XV и XVI веках при итальянских популярны они были в XV и XVI веках при итальянских дворах, особенно во Флоренции, Мантуе и Венеции, а временами и при французском дворе. Примечательно, что в  таком   качестве   глефа   мало-помалу  теряла   свою пригодность для удара и постепенно превращалась в богато разукрашенную игрушку. Например, в Венеции, где глефами была вооружена славянская лейб-гвардия Дожей,  это  оружие  приобретало  импозантный,  пре­увеличенный   вид.   Глефа   преобразовалась   здесь   в широкий, изогнутый назад нож, на тыльной стороне которого  находится   причудливо  вырезанная  насадка. Чрезмерно длинное древко (свыше 2,5 м) было рассчитано на   то,   чтобы   повысить   зрелищный   эффект.   При саксонском дворе глефа в своеобразном виде исполь­зовалась уже в XV веке как оружие трабантов. Она отличалась от итальянской и французской тем, что кривой нож, имеющий форму топора, крепился на древке с помощью втулок, а сильно изогнутый заостренный крюк сидел на торцевой части древка, снабженного, кроме того, защитным   диском.   Все  такого   рода   глефы   богато украшены   золочением   и   имеют   гербы   саксонских курфюрстов. Длина их древков достигала в среднем 146см.

В XVII веке, когда глефа стала употребляться при польском дворе тамошними  телохранителями, ее стали называть куза. Куза имела наконечник в форме ножа, который насаживался на древко с помощью втулки и соединялся с ним длинными железными прожилинами и зацепками. В отдельных случаях на древке ниже втулки находился    диск    для    защиты    руки.  Из конструкции явствует, что кузу применяли скорее для рубки, чем для укола и что она совсем несущественно отличалась от глефы. Она также была рассчитана на то, чтобы посредством мощного удара прорубить латы противника, особенно центнер.



Обновлено для 24.04.2009 10:56
 
blank   blank   blank